Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Обеспечение доступа в здание посетителей и обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

      Здание детского сада типовое, двухэтажное. Год постройки 1966. Общая площадь здания площадь  и участка 6939 кв. м. Функциональное назначение – нежилое. Строение кирпичное, отдельно стоящее. Благоустройство: центральное отопление, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, вентиляция, электричество, телефон. 

     На территории учреждения имеются деревья, газоны, клумбы. Имеются шесть прогулочных участков и веранды для каждой группы, спортивная площадка со спортивным оборудованием, беговые дорожки. Дорожки заасфальтированы, отсутствуют резкие перепады высот, что способствует беспрепятственному доступу в ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие кабинетов, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

      Помещения и территория детского сада соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», нормам и правилам пожарной безопасности. Для беспрепятственного перемещения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья внутри ДОУ отсутствуют пороги между помещениями. Вход в помещения детского сада оснащен пандусом.

      В здании детского сада для каждой группы имеются раздевалка, групповая комната, спальня, моечная и туалет. Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве. Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом возрастных особенностей и интересов детей. При ее создании учтены возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы, в том числе для лиц с ОВЗ. В каждой возрастной группе созданы Центры деятельности:

  • «Центр познавательно-исследовательской деятельности»
  • «Центр сюжетно–ролевой игры»
  • «Центр книги»
  • «Центр конструирования»
  • «Центр трудовой деятельности»
  • «Центр музыкально-художественного творчества»
  • «Центр развивающих игр»
  • «Центр искусства»
  • «Центр двигательной активности»
  • «Информационное поле»
  • «Уголок уединения»

Оснащение указанных центров можно представить следующим образом:

  • натуральные объекты (объекты растительного мира, реальные предметы (объекты));
  • объёмные изображения (птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др.);
  • плоскостная наглядность (картины (серии картин), книжная графика, предметные картинки, фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);
  • художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры: произведения живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, предметы декоративно-прикладного искусства;
  • детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников); произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.);
  • игрушки (сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.; дидактические игрушки; народные игрушки (матрёшки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
  • игрушки-забавы, спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, скакалки); предназначенные для коллективных игр (настольные: баскетбол, хоккей, пинг-понг);
  • музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.);
  • сюжетные игрушки с музыкальным устройством; наборы колокольчиков, бубенчиков;
  • театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы би-ба-бо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.;
  • технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские швейные машины и др.;
  • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в том числе конструкторы нового поколения: «Лего», «Квадро», лёгкий модульный материал;
  • игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина));
  • экспериментальные наборы для практических работ по ознакомлению с окружающим миром и наборы для детского творчества;
  • разнообразные развивающие игры и игровые пособия
  • образовательный (раздаточный) материал.

    В ДОУ имеется музыкально-спортивный зал, который в достаточном количестве оснащен мячами, обручами, гимнастическими палками для физического развития детей, имеется фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, проектор и экран для проведения мероприятий художественно-эстетического цикла, музыкальные инструменты, костюмы для театральной деятельности.

    Логопедический кабинет оснащен компьютером, принтером, имеется световой стол для рисования песком, демонстрационный материал для проведения артикуляционной гимнастики, зеркала, зонды, шпатели, наборы для су-джок терапии и др.

   Имеется методический кабинет, оснащенный пособиями, литературой, оргтехникой для доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с возможностью копирования или распечатывания методических материалов на принтере или сканере, есть возможность работать с CD-дисками, флеш-накопителями, картами памяти. Имеются методические материалы, рекомендации по образовательным областям, аудиотека, видеотека, подборка презентациий.

     Прачечная состоит из двух помещений: гладильной и постирочной, оборудована двумя стиральными машинами, имеются гладильная доска, утюг.

Наличие технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

      В ДОУ имеется интерактивный комплекс включающий в себя интерактивную доску, короткофокусный проектор и ноутбук, к которым имеют доступ воспитанники, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. Подход к оборудованию беспрепятственный, высота размещения интерактивной доски 1,5 м от уровня пола.

Развивающая предметно-пространственная среда приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

 

 22Условия питания

Организация питания в МБДОУ «Детский сад № 16 «Ёлочка» (далее – Учреждение)  осуществляется в соответствии с требованиями к организации питания детей дошкольного возраста, изложенными в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13.

     Организацию питания детей  (получение, хранение и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке,  создание   условий  для приема пищи детьми в группах и пр.) осуществляют работники  Учреждения  в соответствии со штатным расписанием и функциональными обязанностями (кладовщик, повара, кухонный работник, воспитатели, помощники воспитателей).

      Воспитанники Учреждения получают четырёхразовое питание, обеспечивающее растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.

      При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в Учреждении 10 часов, используется следующий норматив: завтрак – 20-25%; второй завтрак – 5%, обед – 30-35%; «уплотнённый» полдник (включение блюд ужина) – 10-15%.

     Питание в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным цикличным двухнедельным меню, разработанным на основе физиологических потребностей детей в пищевых веществах с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания для возрастной категории: для детей с 2 до 3 и 3 до 7 лет,  утвержденным заведующим  Учреждения. При составлении меню и расчете калорийности соблюдается оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), которое составляет 1:1:4 соответственно.

      Приготовление первых, вторых блюд, салатов, кондитерских изделий осуществляется на основе технологических карт оформленных в картотеке блюд в соответствии с десятидневным меню.

   Ежедневно в меню включаются: молоко, сметана, мясо, картофель, овощи, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыба, сыр, яйцо и другие) – 2-3 раза в неделю.

     При отсутствии, каких либо продуктов, в целях полноценного сбалансированного питания, производится замена на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной СанПиН 2.4.1.3049-13 таблицей замены продуктов по белкам и углеводам.
      На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню — требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста, которое утверждается заведующим Учреждения.

   В целях профилактики гиповитаминозов в Учреждении проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо после  охлаждения непосредственно перед  выдачей.

       Выдача пищи на группы осуществляется строго по утвержденному  графику только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией (Положение от 02.09.2014 № 130/1). Результаты контроля регистрируются в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции».

Завтрак состоит из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Второй завтрак включает напиток или сок и (или) свежие фрукты. Обед включает закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд, а также может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки.

    Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями их хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Складские помещения для хранения продуктов оборудованы приборами для измерения температуры воздуха, холодильным оборудованием с контрольными термометрами.

   Устройство, оборудование и содержание пищеблока Учреждения соответствует санитарным правилам к организациям общественного питания. Всё технологическое и холодильное оборудование в рабочем состоянии.

  Для приготовления пищи   используется   электрооборудование, электрическая плита. В помещении пищеблока проводится ежедневная влажная уборка, генеральная уборка по утвержденному графику.

Здоровьесбережение

Одним из приоритетных направлений МБДОУ «Детский сад №16 «Ёлочка» является создание условий для охраны и  укрепления здоровья детей. ДОУ стремится работать в русле педагогики здоровья, формируя здоровьесберегающее пространство.

Планирование и проведение работы  по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
  • составляется расписание непосредственно образовательной деятельности (далее по тексту — НОД) для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени занятий в каждой группе.

Целью организованного режима дня является укрепление здоровья детей, сохранения высокого уровня их работоспособности в течение длительного времени бодрствования. В основу рационального режима введены следующие моменты:

  • соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка;
  • определение продолжительности различных видов деятельности, их рациональное чередование;
  • достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности;
  • достаточный по продолжительности полноценный сон;
  • регулярное сбалансированное питание.

Организация образовательной деятельности в МБДОУ строится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, возрастом воспитанников, годовым планом работы МБДОУ и расписанием непосредственно образовательной деятельности, утвержденными руководителем МБДОУ. Их продолжительность и сложность с возрастом детей постепенно увеличивается. Такая система подготовки детей призвана ослабить их стрессовое состояние при поступлении в школу, а также обеспечить быстрое и легкое течение процесса адаптации к новым условиям.

Непосредственно образовательная деятельность планируется с учетом недельной кривой интеллектуальной работоспособности: вторник-четверг – дни максимальной нагрузки; среда – день средней нагрузки; понедельник-пятница – дни минимальной нагрузки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывают в первой половине дня.

В течение  дня  созданы условия для обеспечения баланса  разных  видов активности  детей  —  умственной,  физической,  а  также  разных видов детской деятельности,  среди которых преобладающей выступает игра.

Важное место в системе охраны здоровья воспитанников занимает организация закаливающих процедур с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Широко используются следующие виды закаливания:

—  воздушное закаливание (облегченная одежда; занятие на улице в любую погоду; босохождение в помещении и во время выполнения гимнастических упражнений);

 — водное закаливание (ежедневное умывание холодной водой, полоскание горла, обтирание до локтя махровой рукавичкой);

—   солнечные ванны (в летний период).

В МБДОУ используются  следующие технологии оздоровления и профилактики:

  • пятиминутки здоровья для коррекции осанки (автор Г.К.Каштанова);
  • упражнения для профилактики плоскостопия (автор В.С.Лосева);
  • пальчиковую и артикуляционную гимнастика (автор Т.Ю.Бардышева);
  • дыхательная гимнастика;
  • проведение дней и «Недели здоровья» (1 раз в квартал).

Формирование невосприимчивости к простудным инфекциям проводится через лечебно-оздоровительную работу:

  • полоскание горла специальными растворами (2% солевой, отвары трав календулы, ромашки, шалфея);
  • стимулирующая терапия: лечебное смазывание носа оксалиновой мазью;
  • оздоровление фитоницидами: ароматизация помещения (чесночные букеты), чесночно-луковые закуски;
  • витаминотерапия: аскорбиновая кислота.

Инструктор по физической культуре большое внимание уделяет использованию на занятиях элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, улучшению лимфо- и кровообращения. Разработана система упражнений после сна для детей и успешно применяется всеми педагогами детского сада. Осуществлена подборка музыкального сопровождения утренней гимнастики, подвижных игр и эстафет, так как музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы, повышение социально-адаптивных функций.

Для родителей в группах оформлены информационные стенды, памятки, рекомендации по укреплению детского здоровья.

 Анализ планов учебно-воспитательной работы показал, что воспитателями всех возрастных групп планируются подвижные игры в течение дня, деятельность детей в спортивных центрах, индивидуальная работа с детьми по закреплению упражнений. В ходе совместной деятельности воспитатели   учат детей заботиться о своем здоровье.

 В группах разработаны картотеки подвижных игр, комплексы различных видов гимнастики. В тематических папках «Воспитание здорового ребенка» представлена система работы ДОУ по вопросам здоровьесбережения, собрана полезная информация для педагогов и родителей  о детских болезнях, профилактике заболеваемости.

Реализуемый комплекс здоровьесберегающей деятельности в детском саду дает положительный результат:

  1. рост показателей двигательного развития дошкольников (результаты диагностики);
  2. развитие осознанного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих (анализ открытых мероприятий, тематических бесед и опросов).

В детском саду для обеспечения медицинского обслуживания имеется медицинский блок, состоящий  из 3-х помещений: медицинского кабинета, процедурного кабинета, изоляторной комнаты.  Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием. Медицинское обслуживание осуществляется в соответствии с договором между образовательным учреждением и МБУЗ «Детская городская поликлиника г. Кудымкара».    Согласно данному договору в образовательном учреждении предоставляются следующие  медицинские услуги:

  • проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий:
  • проведение иммунопрофилактики: осмотр перед прививкой, вакцинация, контроль за состоянием ребенка после прививки (осуществляется только с   письменного согласия родителей);
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении; 
  • проведение профилактических осмотров;
  • ­проведение (совместно с педагогами) скрининг – тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья;
  • ­рекомендации по коррекции отклонений в состоянии здоровья;
  • ­проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил;
  • осуществление за своевременным прохождением обязательных медицинских осмотров сотрудников ДОУ;
  • организация качественного питания в ДОУ (составление меню, контроль качества приготовления пищи на пищеблоке ДОУ, качества получаемой продукции, обеспечение витаминизации третьего блюда);
  • организация и проведение консультационной работы по ЗОЖ с родителями (законными представителями), работниками образовательного учреждения.

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе — сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии). 

Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников  осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования.